Как выглядела Ришельевская в восьмидесятые годы
Как выглядела Одесса, когда еще не был построен оперный театр. В просторах интернета часто можно увидеть снимки старой Одессы, вот и нашему корреспонденту на глаза попался интересный снимок. На нем мы видим улицу Ришельевскую до 1884 года.
Почему до 1884 г.? Ответ прост — ещё не начато строительство здания Оперного театра на месте сгоревшего Городского театра. Справа расположено трехэтажное здание гостиницы «Ришелье», а слева – здание товарищества механического и чугунолитейного завода Беллино-Фендерих, построенное в 1876 году. Поэтому получается, что этот снимок сделан на временном отрезке 1876 — 1884 гг. А в самом конце улицы мы видим еще один узнаваемый объект.
В 1859 году к зданию Александровского съезжего участка была пристроена башня. Башня выполняла роль пожарной каланчи, поскольку ранее при каждом полицейском участке имелась пожарная часть. К тому же, с высоты открывался хороший обзор на беспокойный Привоз и железнодорожный вокзал, хорошо просматривался район Молдаванки, Малый Фонтан и практически весь город. Вот и мы здесь видим всю Ришельевскую улицу от самого ее начала до ее окончания.
У некоторых людей, глядя на фото башни возникает вопрос: «А что за шпиль на башне?.. напоминает антенны».
Ответ кроется в книге Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»:
«Главное в этом здании была высокая четырехугольная каланча с маленьким пожарным наверху. День и ночь, озирая сверху город, ходил человек в овчинной шубе по балкончику вокруг мачты с перекладиной. Мачта эта всегда напоминала Пете весы или трапецию. На ней постоянно висело несколько черных зловещих шариков, числом своим показывая, в какой части города пожар. Город же был так велик, что непременно где-нибудь горело.»
Шпиль на башне для поднятия пожарных шаров (вымпелов, флагов, фонарей). В зоне смотровой площадки находился ящик с перегородками, в которых размещались флаги и фонари, имелась таблица сигналов флагами (фонарями).
Вместо флагов могли использоваться другие сигнальные фигуры, заметные в дневное время, например: шары, кресты и т.д. Бдительность часовых на каланче в ночное время контролировалась каждые четверть часа подачей сигналов свистком со стороны часового у пожарного обоза, ожидавшего ответного отклика с каланчи. Часовых на каланче с казармой пожарных служителей и помещением брандмейстера связывали сигнальные веревки, оснащенные колокольчиками.
При обнаружении пожара часовой дергал веревку и голосом информировал часового у обоза. Другой часовой в это время вывешивал флаг (фонарь). Количество шаров (вымпелов) означало степень пожара — первой, второй и третьей. Цвет шара (фонаря) — район возгорания. Это был приказ на выезд пожарным командам.