Город не хочет терять деньги от рекламы. Владельцы рекламных конструкций — против
Проект новых правил размещения наружной рекламы в городе Одессе, который рассматривался накануне в ходе общественных слушаний, не нашел отклика у присутствующих горожан. Произошло это во многом благодаря эпатажному поведению "общественника" от рекламного бизнеса и бывшего депутата горсовета от партии "Родина" Георгия Селянина.
Пожалуй, начать стоит с того, что на данный момент правила размещения рекламы в Одессе регулируются принятым еще в 2008 году решением «Об утверждении Правил размещения наружной рекламы в городе Одессе в новой редакции». На данный момент, с учетом экономических процессов, город упускает значительную часть доходов от рекламы.
Разработкой новых тарифов занимался Одесский национальный экономический университет (ОНЭУ), представитель которого предоставил в ходе слушаний следующие данные: с 2008 по 2018 год число рекламных конструкций в городе выросло почти втрое, а поступления в бюджет — менее чем в полтора раза.
"В существующий тариф заложена проекция на землю, но все рекламные компании продают рекламные площади. Сейчас получается, что чем больше площадь рекламы, тем меньше её стоимость, и наоборот. Здесь нет экономического смысла", — констатировал специалист.
Согласно новым правилам, площадь места расположения рекламного объекта определяется как сумма площадей горизонтальной проекции рекламной конструкции на место и прилегающего участка (шириной 0,5 метра) по периметру горизонтальной проекции объекта. Как пояснил начальник горуправления рекламы Виктор Панасюченко, расчёт тарифов по предложенной формуле «увеличит поступления в бюджет».
Так, если сейчас от аренды щита размером 3 на 6 метров в казну ежемесячно поступают 600 гривен, то теперь, в случае утверждения проекта правил, будет поступать 1080 (при этом ту же конструкцию рекламные компании продают на рынке за 6-10 тысяч гривен). Собственник щита 3 на 12 метров в бюджет платит 1129 гривен, а будет — 2160 гривен (на рынке такие поверхности «продаются» за 16 тысяч гривен).
"Проект предусматривает поднятие существующих тарифов, которые в последний раз пересматривались в 2008 году. За эти 10 лет цены на все выросли, и на размещение рекламы тоже, причем во много раз, а владельцы конструкций продолжают платить смешные суммы в казну. Эти деньги могли бы пойти на зарплаты врачам, учителям и другие важные статьи расходов бюджета. При этом, даже после поднятия тарифов, в Одессе они будут ниже, чем в других крупных украинских городах, таких как Львов, Киев или Харьков", — так обосновывает введение новых тарифов начальник управления рекламы Одесского горсовета Виктор Панасюченко.
И все вроде вполне логично. Мотивы муниципалитета можно понять, ведь городской бюджет от многочисленных рекламных конструкций получает минимальные суммы.
К слову, практически все общественные деятели, которые высказывались против принятия новых правил, имеют то или иное отношение к бизнесу, связанному с рекламой. Самым активным противником новых тарифов на общественных слушаниях стал бывший депутат горсовета и не далекий от рекламного бизнеса человек Георгий Селянин. В свое время Селянин был депутатом от партии "Батькивщина", потом перешел в "Родину" к Игорю Маркову. Когда в "Родине" стало опасно, решил перебраться обратно в "Батькивщину".
Георгий Селянин
Главным аргументом Селянина стало якобы несоответствие новых правил размещения рекламы с постановлением Кабинета министров № 2067.
"В п. 1.21 проекта, где описана формула расчета платы за временное размещение рекламных средств, происходит подмена понятий. Этот пункт противоречит постановлению Кабинета министров 2067, которым утверждены Типовые правила размещения внешней рекламы! Такой методикой вы подставляете себя и действующего городского голову, потому что пояснения потом нужно будет давать в Национальном антикоррупционным бюро Украины! Согласований с городским управлением экономики и Антимонопольным комитетом, нет О чем можно говорить?", — основной аргумент Георгия Селянина против новых правил размещения рекламы.
Однако здесь все не так просто. В постановлении Кабинета министров 2067 указано, что порядок взимания арендной оплаты определяет орган местного самоуправления. Там же дается формула расчета площади рекламной конструкции. В новом проекте ничего не противоречит правилам расчета площадей рекламных конструкций. Там указана формула, по которой будет определяться арендная плата за предоставление площадей под рекламные конструкции.
"Плата за временное пользование местом расположения рекламных средств, находящимся в коммунальной собственности, устанавливается в порядке, определенном органами местного самоуправления, а местом, находящимся в государственной или частной собственности, — на договорных началах с его собственником или уполномоченным им органом (лицом). При этом площадь места расположения рекламного средства определяется как сумма площади горизонтальной проекции рекламного средства на это место и прилегающего участка шириной 0,5 метра по периметру горизонтальной проекции этого средства", — пункт 32 постановления Кабинета министров 2067, на который и ссылается Селянин, напирая на то, что новый проект муниципалитета его нарушает. Как видите, формулы арендной платы нет.
Стоит отметить, что благодаря поведению Селянина, который всячески нарушал регламент проведения мероприятия, общественные слушания затянулись практически на 4 часа, вместо регламентируемого часа. Многие люди в силу возраста или самочувствия просто ушли с мероприятия, не дождавшись голосования, что также повлияло на результат.
На данный момент из всех городов-миллионников Украины в Одессе самые низкие ставки отчислений в бюджет города от наружной рекламы. Судя по всему, из-за возникшего «рекламного лобби», срывающего общественные слушания, все так и останется. Город так и не досчитается миллионов гривен в бюджете, которые могли бы пойти на детские сады, больницы, ремонт дорог или тротуаров.