Oкoлo 60% пaциeнтoв с oнкoлoгичeскими зaбoлeвaниями в прoцeссe лечения проходят курс радиотерапии. Этот метод, в зависимости от вида и стадии рака, применяют по-разному. С помощью лучевой терапии можно уменьшить опухоль до операции и, как показывают исследования, снизить риск повторного заболевания (при раке прямой кишки). На поздних стадиях облучение способно облегчить тяжелые симптомы. Но больше всего методы лучевой терапии все же нацелены на преодоление болезни.
Клинический онколог Больницы израильской онкологии LISOD Цви Бернштейн говорит о том, что нынешние методы лечения на линейных ускорителях очень точные и сочетают в себе эффективность и безопасность.
«Раньше цель облучения определяли с помощью рентгенографии, поля были квадратные и прямоугольные. Сейчас мы пришли к компьютерному 3D — планированию лучевой терапии, когда возможно определить точные размеры и форму опухоли. Многолепестковые коллиматоры могут давать любую конфигурацию поля, которая будет соответствовать форме образования. Мы можем точно рассчитать лучевую нагрузку на опухоль и прилегающие ткани. И можем менять интенсивность и дозы в зоне нашей цели», — говорит Цви Бернштейн.
Такие технологии минимизируют человеческий фактор. Тем не менее, составление плана лечения, расчет лучевой нагрузки на опухоль и органы-мишени, через которые тоже пройдет радиация, – очень сложный процесс, требующий командной работы. План лечения, в том числе назначение курса лучевой терапии, обсуждается на мультидисциплинарном консилиуме. Клинические онкологи, хирурги, химиотерапевты и радиологи составляют оптимальный план, который соответствует протоколу, и, в то же время, учитывает индивидуальные особенности конкретного пациента. Заведующая отделением лучевой терапии LISOD Виктория Лысак подчеркивает, что даже если разные клиники пользуются единой технологией, очень важно составлять план и проходить весь курс в одном учреждении.
«Врач готовит план для каждого больного с учетом его анатомии и несет полную ответственность за этого пациента. Доктор видит, какая дозовая нагрузка идет на опухоль, под какими углами. Если человек захочет продолжить радиотерапию в другой больнице, там просто не смогут повторить этот план. Ведь далеко не все зависит от оборудования. Главное — опыт и квалификация врача. Профессионал, который видит пациента во время КТ-симуляции, готовит план лучевой терапии так, чтобы не навредить человеку и, в то же время, провести лечение в полном объеме», — говорит Виктория Лысак.
Конечно, курс лучевой терапии – нелегкое испытание для организма. Но прерывать курс или вносить коррективы крайне опасно, такой перерыв может поставить под угрозу эффективность всего лечения. Во время прохождения курса очень важен контроль клинического онколога, лучевого терапевта, диетолога, а также поддержка близких.
«Важно пройти всю лучевую терапию без перерыва. Если лечение прерывается хотя бы на неделю, ухудшаются результаты, увеличивается вероятность рецидива опухоли, так как во время перерыва опухолевые клетки, которые остались нечувствительными к облучению, начинают активно делиться, и опухоль становится более агрессивной», — объяснила Виктория Лысак.
Важно понимать, что лечение рака – это сочетание разных методик. От четкого соблюдения каждого этапа зависит результат всего лечения.