В центре Одессы разрушается очередной памятник архитектуры (фото)
Очередной памятник архитектуры разрушается в самом центре Одессы. Накануне обрушилась штукатурка карниза с дома №26 по улице Успенской.
Дом 26. Угол улицы Осипова. Величественный дом в четыре этажа. Это доходный дом Айзенберга. Построен в 1911 году по проекту архитектора С.С. Гальперсона. Памятник архитектуры.
В конце позапрошлого века домом, стоявшим на этом месте, владела К. Рачковская, с 1904 года — Гальперсон и Айзенберг, с 1908 — А. и М. Айзенберг, а с 1914 года — домом владеет Ицек и Мария Айзенберг.
В адресно-справочных книгах «Вся Одесса» за 1908 – 1911 годы показан проживающий по этому адресу инженер-архитектор Самуил Савельевич Гальперсон. Кроме него по этому адресу проживает помощник присяжного поверенного Мошко Азриэлевич Сосис; торговый агент купец 2 гильдии М.Д. Кац; судебный пристав съезда мировых судей Михаил Константинович Андроцопуло. Здесь же находились Одесская контора Санкт-Петербургского металлургического завода; аптечно-косметический магазин И.Х. Имас; комиссионная контора Н. Гершковича; посредническая контора «С.М. Акивенсон»; посредническая контора по учету векселей Григория Осиповича Геллера; модная мастерская Г. Могилевской. Купец 2 гильдии Нухим Мордкович Гершкович ведет торговлю бакалейно-колониальными товарами.Долгожителем этого дома был помощник присяжного поверенного Зиновий Рафаилович Раухвергер, упоминающийся в 1914 году.
В 1924 году он уже возглавил юридическое бюро при ОГСПС (Одесский губернский совет профессиональных союзов), а немного позже он защитник при Одесском губсуде. Здесь же проживал и хирург Б.Р. Раухвергер (очевидно брат).В 20-е годы прошлого века в доме проживает директор макаронного завода Пищетреста И.В. Землянский.Ныне жилой дом с административными помещениями.
Выдержку из дневника Адриана Оржеховского 1941 года, бывшего в годы оккупации в Одессе:
«Два часа тому обратно я сделал небольшую экскурсию, всего несколько кварталов, начиная с угла Ремесленной и Успенской, вплоть до парка по Успенской ул. На этом небольшом промежутке расстояния разрушено более 10-ти домов. Стоит ли описывать всё виденное мною? Это сплошной ужас и смерть. Разрушенные многоэтажные дома, вырванные с корнем деревья, а многие стоят совершенно без листьев с поломанными ветвями, изуродованные трамвайные рельсы. На углу Ремесленной и Успенской бомба упала на мостовую, не задев рельс, но глубина воронки такая, что рельсы на большом расстоянии совершенно висят в воздухе, напротив, в огромном доме окна и двери вырваны, а в квартирах всё переворочено вихрем воздуха. Недалеко от парка, здесь особенно много было сброшено бомб, пострадал весь квартал и бывшая 3-я гимназия. Через вырванные окна видно всё имущество, очевидно уже бежавших хозяев. Одеяла постель, подушки и вообще всё добро переворочено, исковеркано и разбито. В училище потолки обрушились и лишь одни портреты ещё висят улыбаясь. Ограда парка на большом расстоянии разрушена, а деревья обнажены и поломаны; вдали виднелся яркий цветник петуний».